Е.А.Чибилёв
Специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический Центр "Аркаим" (Челябинск)
Usus est magister optimus
Музей-заповедник "Аркаим" организован в апреле 1991. Он расположен на юге Челябинской области и включает в себя базовую территорию площадью 3761,4 га и 14 филиалов общей площадью 653,2 га.
Одним из первых в России обратил внимание на заповедники как на образовательные центры охотовед и ревнитель дела охраны природы Д.К.Соловьев. В 1918 году он писал, что можно разделить заповедники и памятники природы на закрытые и общественные: "в первых должны преследоваться, прежде всего, научные цели, и сообразно этому изменения в природе могут быть доведены до минимума; во вторых же на первом месте стоит удовлетворение любознательности и эстетических потребностей широких масс населения, как, например, в американских национальных парках".
На современном этапе развития сети охраняемых природных территорий, стратегия и тактика просвещения в заповедниках меняется. Значительная часть российских заповедников открывают свои территории для посещения с познавательно-образовательными, а не только с научно-исследовательскими целями, прокладываются учебные экологические тропы и разрабатываются экотуристические маршруты. Музей-заповедник "Аркаим" обладает в этом плане не только природно-просветительским потенциалом, но и другими предпосылками для развития этого направления деятельности: высоким спросом, традициями и уникальными методическими наработками, самобытностью экологической культуры, размещением на своей территории не только природно-ландшафтных, но и уникальных исторических объектов, большим опытом работы в данном направлении (более 10 лет).
Помимо природных комплексов, здесь взяты под охрану памятники культуры и истории, что служит дополнительным стимулом для привлечения посетителей. Возможность совмещения охраны природных комплексов с их посещением реализуется за счет деления территории заповедника по согласованию с биологами и историками на несколько зон: заповедную, хозяйственную, рекреационную и буферную. Заповедная зона имеет функции, и режим охраны, при котором запрещена любая хозяйственная и рекреационная деятельность, находиться в ней могут лишь сотрудники. В хозяйственной зоне сосредоточены административные и другие постройки, визит-центры для посетителей. Рекреационная зона открыта для посещения, эта территория примыкает к заповеднику, но не входит в его состав.
Уникальное расположение заповедника и наличие в нем специалистов разного профиля, позволяет реализовать программы по археологии, истории, этнографии, экологии, биологии и геологии. Ежегодно, с мая по октябрь, заповедник посещает до 15 тысяч туристов. Значительная часть – учащиеся общеобразовательных школ, для которых функционирует два блока специальных обучающих программ. Первый блок - Археолого-исторический и этнографический. Состоит из следующих программ:
1. Каменное сырье и способы его обработки
2. Прядение и ткачество в эпоху бронзы на Южном Урале
3. У истоков мировых религий
4. Технологии гончарного производства
5. Аркаим – археология и история
6. Исторический парк – (история Урала от каменного века до наших дней)
7. Человек и природа в древнем мире
8. Народы Урала
9. Оренбургские казаки, история и традиционный быт
Музей-заповедник "Аркаим" располагает всеми условиями для осуществления программ по историко-археологичскому и этнографическому образованию школьников и студентов по периодам от неолита до начала 20 века. На базовой территории музея-заповедника находится древнее укрепленное поселение Аркаим и другие памятники «Страны городов», исследование которых изменило представление об уровне экономического и социального развития населения степей Евразии в эпоху бронзы. Оно показало, что цивилизация формировалась не только в древней Месопотамии, Египте или Микенской Греции, но и в далёких от них пространствах степей, располагающихся на территории Челябинской области. Сейчас на заповедной территории известно более 70 археологических памятников от эпохи палеолита до позднего средневековья.
На основе собранных материалов создан музей, экспозиция которого отражает 6 тысячелетий истории человека на Южном Урале и завершается показом традиционной культуры основных групп населения в конце прошлого — начале этого века. Углублённое представление о древних этапах истории дают фрагменты Исторического парка, — воссозданные на специальной площадке погребальные сооружения разных эпох. В течение лета проводятся экспериментальные работы по изучению древних технологий: гончарства, ткачества, обработки камня.
Очень интересны и актуальны экскурсии и обучающие программы по этнографии народов Урала, изучение их быта и национальных культур, для обеспечения которых, также воссозданы несколько объектов, отражающих жизнь и культуру людей разных национальностей и социальной принадлежности.
Второй блок – Естественнонаучный. В него входят следующие программы:
1. Экологический профиль заповедника "Аркаим"
2. Древний вулкан
3. Геологическое строение Аркаимской долины
4. Флора и фауна заповедника
5. Растительность заповедника, редкие, лекарственные растения
6. Почвы как зеркало ландшафта
7. Водная экология
8. Гидробиология
9. Животные, методы учета и определения, наблюдения и контакт
Экологическое и природоохранное образование в заповеднике "Аркаим" имеет ряд преимуществ по сравнению с формальным обучением. Только находясь в особо охраняемой территории, учащийся, имеет возможность наблюдать естественный ход природных процессов и явлений, чего он лишен в городе. Одновременно он может сравнить природные комплексы внутри рекреационной зоны заповедника с природно-антропогенными и антропогенными вне ее границ, делая выводы о влиянии режима заповедности. Для этого музей-заповедник создает идеальные условия через контрасты: река Большая Караганка на территории заповедника - р. Б.Караганка за границами, возле пос. Александровка, степь на территории заповедника – степь за территорией, биоразнообразие на территории заповедника – биоразнообразие за территорией, влияние рекреации возле лагеря и т.д. Все сильные места заповедника, проявившиеся благодаря соблюдению заповедного режима, отражены в индивидуальных программах сотрудников отдела природы.
Внутри заповедника и возле его границ выделены природные и антропогенные объекты, для которых эколого-образовательная функция является приоритетной. Это и есть каркас, на котором базируется экологическое образование в заповеднике, и состоит он из экологических центров и экологических троп. Вместе они составляют "единую информационную систему".
В музее-заповеднике "Аркаим" есть возможность провести научные исследования силами самих учащихся под руководством ученых, или же природоохранные работы, способствующие улучшению экологической обстановки.
В музее-заповеднике природа воспринимается как субъект вне зависимости от ее полезности, превращается в партнера человека. Отношения человека с растениями, животными, экосистемами включаются в сферу этики. Это подразумевает наличие не только определенных обязанностей по отношению к природе, но и внутреннего психологического механизма сознательной регуляции поведения при взаимодействии с природой. Такое отношение к природе является субъектно-этическим и рассматривается нами как главная цель экологического образования.
У заповедника имеется большой опыт по работе со школьниками и студентами (полевые практики учащихся МОУ №12 (экспериментальная площадка по экологическому образованию), комплексные школы учащихся экологических классов ЧелГУ, школы 104 (ЮНЕСКО), полевые практики по зоологии и ботанике студентов ЧелГУ и т.д.). Высокая оценка работ школьников выполненных на территории заповедника на областных и Всероссийских конкурсах, их использование в работах сотрудников заповедника указывает на важность подобных исследований для образовательного процесса. При организации образовательной работы в заповеднике постоянно обобщается опыт работы других заповедников.
И в настоящее время ведется большая работа по разработке программ обучения и адаптации их к каждой конкретной возрастной группе, налаживается система подготовки кадров для приема и работы с посетителями, создается определенная инфраструктура, база экологического образования, включающая в себя раздел в строящемся музее и хорошую музей природы в г. Челябинске, информативные экологические тропы.
Таким образом, экологическое образование на базе заповедника Аркаим призвано и имеет возможность сочетать в себе интеллектуальный (естественнонаучный) подход с практической деятельностью и удовлетворением эстетических потребностей.
Весь комплекс обучающих программ музея-заповедника решает следующие задачи:
- формирование у учащихся целостных представлений об истории развития человеческого общества, месте в ней истории России и населяющих ее народов на примере Южного Урала;
- демонстрация учащимся богатого исторического наследия Южного Урала;
- ознакомление с религиями, объяснение причин их возникновения;
- развитие способности рассматривать события и явления действительности в движении от прошлого к настоящему и будущему;
- активное освоение старшеклассниками исторического, культурного и природного наследия, развитие стремления сохранять и приумножать его;
- выработка способностей и закладывание базы для осмысления событий прошлого и настоящего в историческом и экологическом контексте с привлечением источниковедческих и историографических знаний;
- приобретение учащимися навыков исследовательской деятельности, опыта поисковой работы, собирания источников, написания рефератов, научных докладов и т. д.
- формирование умения определения и аргументации своей позиции в ситуациях диалога, обсуждения дискуссионных проблем
При определенном различии индивидуальных программ их объединяет главная цель - формирование опыта познавательной, личностно и социально значимой деятельности, мотивов для дальнейшего образования и самообразования. В содержании курсов расширяется состав методологических знаний, сфера самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, предусматривается более широкое, чем общеобразовательном обучении, использование исторических источников и литературы.
При этом учащиеся сталкиваются с наиболее характерными явлениями, процессами и событиями отдельных исторических эпох, свидетельствующих о развитии материальной и духовной культуры, положении человека в разных обществах, взглядах людей на Мир, изменениях в социальных отношениях, изменении отношений с природой и взаимовлиянии человека и окружающей среды.
Образовательные программы заповедника и его насыщенные экскурсии хорошо дополняют и вносят региональный компонент в содержание экспериментальной программы 12 летнего образования и стандартную образовательную программу.