Кафедра экологии, природопользования и социоестественной истории МОУ №12  

Школа №12 г.Челябинска работает в качестве городской экспериментальной площадки с 1995 года. Тема эксперимента "Научно-методические основы экологического образования".
Экологическое образование развивается в мировой практике, как важнейшая мера преодоления экологической опасности. На современном этапе под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей, социально-природной среде.
Из целостного экологического образования можно выделить два направления работы: овладение "экологической культурой" и подачу учащимся фундаментальных экологических знаний.
Реальное выражение ответственного отношения к природе – это овладение экологической культурой. Формирование экологической культуры личности – одна из целей экологического образования, поскольку культура личности выступает регулятором отношений человека (общества) и природы.
Под экологической культурой мы понимаем целостную систему, включающую ряд компонентов:
• начальные экологические знания (естественнонаучные, ценностно-нормативные, практические)
• экологическое мышление
• культуру чувств (сочувствие, сопереживание, патриотизм)
• культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Проявлением экологической культуры является экологически обусловленная деятельность.
Формирование экологической культуры личности как цели экологического образования предполагает комплексное воздействие на сферы сознания личности: когнитивную, аффективную и деятельностную. Следовательно, полноценное экологическое образование по этому направлению должно содержать начальные естественнонаучные, нравственно-эстетические и практические аспекты.
По теме эксперимента в школе №12 работают следующие кафедры и методические объединения:
• экологии, природопользования и социоестественной истории
• естественных дисциплин
• гуманитарных дисциплин
• математики и информатики
• психологии и валеологии
• эстетический центр
Внедрение в предметы экологического материала (экологизация) осуществляется по следующим направлениям:
• увязыванием программного материала с экологическим (отбор экологического материала зависит от содержания темы);
• расширением имеющегося объема экологического содержания в программных темах;
• введением специальных экологических тем, отдельных уроков, имеющих собственную экологическую логику.
Следующий этап экологизации отдельных предметов - установление межпредметных связей, интеграция знаний. Интеграция реализуется через систему модулей "Стихии", межпредметные уроки и практикумы.
Модуль, или блок знаний используется для выработки у учащихся экологического стиля мышления. В нашей школе работа по модулям разделена по четырем природным стихиям: Воздух ("Только одна атмосфера"), Земля ("Земля – родной дом человечества"), Огонь ("Мир ищет энергию") и Вода ("Живая вода").

* * *
Кафедра экологии, природопользования сформирована в 2000 году, путем объединения лаборатории практической экологии, лаборатории "Геофиз", экоштаба и добавления ряда новых направлений.
Кратко предыстория создания кафедры такова:
1993 год. Сотрудничество школы с зеленым движением, участие в природоохранных акциях, начало активной работы экоштаба.
1995 год. Придание школе статуса Муниципальной экспериментальной площадки по экологическому образованию.
1996 год. Появление группы "Геофиз" (рук. Г.П.Плохих).
1997 год. Появление группы "Гидробиология" (рук. Е.А.Чибилев), первые победы на Всероссийских конкурсах.
1998 год. Основание групп "Мониторинг" и "Фокусная". Договорные работы двухмесячные работы в заповеднике "Аркаим". Первый выпуск учащихся.
1999 год. Большой выпуск учащихся лаборатории. Все учащиеся поступили в ЧелГУ на отделения "Экология и природопользование", "Микробиология", "Химическая экспертиза окружающей среды".
2000 год. Организация новых групп лабораторий, появление нового направления в работе – исторического, формирование КЭПСИ как отдельной структуры.
Сегодня КЭПСИ – большая структура, типа более свойственного высшей, чем средней школе, ведущая самостоятельную учебную и исследовательскую работу. При кафедре работают пять лабораторий, объединяющих каждая от трех до пяти групп, в которых обучается и занимается научной работой более 120 человек:
• Лаборатория экологии растений и животных (группы "Орнитология", "Этология и экология животных", "Зоология беспозвоночных", Ботаника и экология растений", "Экология городской среды").
• Лаборатория социоестественной истории и исторического краеведенья (группы "Мастерская древних технологий", "Социоестественная история", "Этнография", "Историческое наследие города и региона", "Археология", "Мастерская древних ремесел").
• Лаборатория мониторинга водных экосистем ("Эфемерные водоемы", "Гидробиология" "Водная экология", "Мониторинг").
• Лаборатория экологии геологической оболочки ("Геофиз", "Геология", "Почвоведенье").
• Интегрированная химическая лаборатория,
Работает также несколько групп, которые по роду их деятельности трудно отнести к одной из лабораторий: "Фокусная", "Экспедиционная", "Инструкторская", "Фото-видеостудия" и "Экоштаб".
Разрабатывая индивидуальные программы педагогов кафедры обобщающую программы, мы исходили из того, что экологическое обучение и воспитание надо рассматривать как модель реальной деятельности, которая должна обеспечить познание и усвоение школьниками системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых форм поведения в окружающей среде.
В результате такого подхода наша модель является очень эффективной, так как школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения прикладного характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.
Данная модель позволяет создать такие условия, в которых ученик успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системах субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, где он является не только созерцателем, но и активным творцом этих отношений. Конкретные знания, их система, выступают при этом как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель.
В содержание индивидуальных программ и программы кафедры введены различные виды деятельности:
- познавательная (работа над учебными, учебно-исследовательскими и исследовательскими проектами, организация и проведение исследований в области изучения и мониторинга окружающей среды и тд.)
- ценностно-ориентировочная (моделирование различных отношений к окружающей среде через игровые роли, формирование умения принимать решение в ситуациях выбора, проектирование индивидуального экологического пространства и тд.)
- эстетическая (развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, фотографиях и т.п.)
- преобразовательная (реальная деятельность по улучшению состояния своего социоприродного окружения)
- коммуникативная деятельность (условие выработки системы ценностей, познания, труда)
Основными формами организации деятельности учащихся во время занятий в группах КЭПСИ являются:
- работа в малых группах сотрудничества
- индивидуальная работа
- работа над проектами
- игровые формы
Программы каждой из лабораторий и групп характеризуются собственным соотношением данных методов в работе, которые кроме того изменяются в зависимости от возраста детей.
Работа в малых группах сотрудничества. Малая группа – в первую очередь группа взаимной поддержки и помощи, объединяющая от 3х до 5 человек. Деятельность такой группы направлена на достижение определенных учебных целей. Группы ответственны за решение учебных задач, выполнение различных проектов, демонстрацию своих успехов.
Для того чтобы работа в малых группах была успешной, каждый участник должен сотрудничать с другими членами в достижении поставленных целей.
Со временем каждая группа приобретает свой определенный набор характерных черт ("лицо"), у учащихся появляется чувство принадлежности к группе. Такая форма работы с организационно-деловой точки зрения имеет большое преимущество перед индивидуальными и фронтальными формами работы в силу того, что на смену соперничеству приходит сотрудничество.
Существует множество моделей работы учащихся в малых группах. Согласно классификации Дж. Хассарда мы применяем пять моделей:
• "Взаимообучение и взаимотренеровка"
• "Мозаика"
• "Кооперация"
• "Исследовательская работа в группах"
• "Познание через ощущение и переживание"
Работа над проектами. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, критического мышления; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Исследовательские проекты наиболее частая форма работы на нашей кафедре. Они имеют четкую структуру, совпадающую со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель и задачи; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Результат исследовательского проекта – научно-исследовательская работа, защищаемая на различных конкурсах. Пример – проект "Водная экосистема р.Ай и её притоков", ведется с 1997 года, прошло два выпуска участников проекта, общее количество которых к 2001 году достигло 48 человек.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, серия фотографий. Пример – проект "Искусство эпохи бронзы. Воплощение в керамике и металле".
* * *
Самая молодая, и очень перспективная по нашему мнению лаборатория - социоестественной истории и исторического краеведенья.
Группа "Историческое наследие города и региона" работает с 1997 года. Руководитель Базаева Валентина Ивановна, учитель-историк, прекрасный знаток дореволюционного Урала. Группа изучает формирование культуры и социальной сферы, историю становления промышленности Челябинска и Урала в новой и новейшей истории.
"Мастерская древних технологий", (руководитель Русанов Игорь Алексеевич) работает с 2000 года. Цель её создания - дать учащимся возможность на себе испытать длинный путь становления представителя отряда гоминид Человеком и изменения его взаимоотношений с окружающей средой, через работу с камнем, глиной, деревом, металлом, костью. В результате изготовления и использования различных орудий труда, соответствующих различным стадиям эволюции человека, учащиеся начинают понимать причины и следствия увеличивающегося воздействия его на природу.
Самая старая группа "Ботаника и экология растений" работает с перерывами с марта 1998 года. Тогда она была сформирована для договорных работ в заповеднике "Аркаим" ведущим биологом одноименного Центра, к.б.н. Никоновой Натальей Дементьевой, затем набрана для составления флористических списков по р.Ай из учащихся группы "Мониторинг", в течение 1999 года работали с научным сотрудником ЧелГУ Магазовой Любовь Николаевной. В тот период группой был начат ряд очень интересных исследовательских проектов, принимали участие и выигрывали несколько городских и областных конкурсов. В 2000 и 2001 году группа работала без руководителя со студентами и преподавателями ЧелГУ над формированием гербарного фонда КЭПСИ (около двух тысяч экземпляров) и составлением списков растительности к исследовательским работам других групп. С сентября этого года руководите

Используются технологии uCoz