Главная страница.
Центр Природы и Человека

В Челябинской области на сегодняшний день не существует ни одной организации ведущей масштабную и качественную работу по экологическому и естественнонаучному образованию школьников. Отдельные образовательные функции выполняет ЧГПУ (кружковая работа по отдельным направлениям), экологический лицей №12 (экспериментальная отработка модели непрерывного экологического образования в школе), специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический Центр "Аркаим" (научно-исследовательская работа со школьниками и практикумы), по отдельным направлениям идет работа в школах города.
Между тем Челябинская область выделяется неблагоприятной экологической обстановкой в районах промышленных центров и очень разнообразной природой – с севера глухие таежные леса, с юга сухие степи. Интересна и уходит корнями в очень далекое прошлое и история взаимоотношений Человека и Природы на территории области, демонстрирующая все возможные формы контакта – от гармоничного развития древних ариев Страны городов до варварского землепользования кочевников и напоминающего его нашего сегодняшнего использования природных ресурсов. Кроме перекрестья природных зон Челябинская область это и оживленный перекресток исторических дорог. На всем протяжении здесь сталкивались, взаимообогащались и занимались природопользованием культуры индоевропейских, угорских и тюркских народов.
Наличие богатейшего материала для научно-образовательной и просветительской работы со школьниками и студентами и востребованность подобной работы в областном масштабе предопределяет необходимость создания и работы Центра. Организаторами его выступают экологический лицей №12 г. Челябинска (городская экспериментальная площадка по теме "Научно-методические основы экологического образования"), Специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический Центр "Аркаим" (богатый опыт реализации научно-образовательных программ в степной зоне) и ЧелГУ (единственный ВУЗ, готовящий экологов-природопользователей в нашей области).
Работа Центра планируется состоящей из двух блоков – научно-образовательного и музейного.
В научно-образовательном блоке планируются занятия по основным естественнонаучным дисциплинам: зоология и ботаника, экология и природопользование и отдельным направлениям: гидробиология, орнитология, энтомология и т.д. Отработкой подобной модели 5 лет занимается школа №12, где в 2001 году охватывалось 18 компонентов экологических и социоестественных дисциплин.
Музей Природы и Человека формируется Центром Аркаим на базе школы №12. В течение 2002-03 гг. планируется создать музейную экспозицию, отражающую историю взаимоотношений человека и природы на Южном Урале начиная с палеолита и до наших дней.
В перспективе создание при музее мастерских древних технологий, где школьники смогут опробовать различные древние ремесла и производства, обработку камня и дерева, гончарное производство, цветную металлургию.
В музее планируется функционирование нескольких взаимосвязанных отделов:
1.Современная и ископаемая флора и фауна Южного Урала.
2. Геология и почвоведенье
3. Археология, традиционная и древняя культура, технологии
4. Трансформация экосистем
5. Ландшафтный
6. Живая экспозиция характерных представителей природы
7. Мастерская древних технологий
Создаваемый Центр и музейный комплекс при качественной реализации, несомненно, могут стать научно-образовательным эколого-гуманитарным центром Южного Урала, оказывающим методическую помощь школам и учреждениям дополнительного образования города и области.

Используются технологии uCoz